пятница, 1 февраля 2013 г.

Я вырос здесь и край мне этот дорог


Здравствуйте, Дорогие Друзья и Читатели!!!
 Не получается что-то часто писать о своей жизни и о работе.  В данном посте хочу рассказать о работе   детской библиотеки по краеведению за 2012 год. 

Одним из ведущих направлений в работе городской детской библиотеки №9 стала краеведческая тема «Я вырос здесь и край мне этот дорог».  Краеведение – это то, что человеку ближе всего: сначала дом, где он родился, семья, люди, которые его окружают, а  затем – улица, город, страна, где он живет, и далее понятия «малая родина», «земляки» и др.   Краеведение – это не только территория, но и история народа, его герои, самобытная культура. Это один из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей и подростков. А в современных  условиях эти вопросы приобретают особую остроту, т.к.  необходимо стремится к тому, чтобы среди подрастающего поколения не было «Иванов не помнящих родства».  С этой целью городская детская библиотека-филиал №9 провела для детей и подростков цикл мероприятий, посвященных юбилею города Михайловки, которые прошли под девизом «Край родной – источник вдохновенья».
В 2012 году наша библиотека приняла участие в городском  конкурсе "Лучшая библиотека по краеведческой работе "Край мой - гордость моя". К сожалению итоги конкурса ещё не подведены, и мы в ожидании...



В январе 2012 года в читальном зале оформлена  круглогодичная выставка  «Уголок деда Краеведа», на которой представлен календарь с краеведческими датами, а также литература по  данной теме.  В библиотеке также были оформлены  выставки «России малая частица», «Люби всем сердцем отчий край»

но особый интерес читателей вызвала фотовыставка «Милый край - родные дали». На выставке представлены фотографии Лементина Б.А., который запечатлел красивейшие уголки родной природы в разные времена года: река  Медведица, закат солнца и др. В августе к юбилею города Михайловки сотрудники библиотеки оформили стенд,    на котором были размещены лучшие рисунки участников конкурса «Мой край, возлюбленный навеки!».


Но для того, чтобы определить круг проблем и основных вопросов в работе с юными читателями  по краеведению, было  проведено социологическое исследование «Краеведческая книга в чтении современных детей и подростков». Его цель – изучение интереса детей к литературе о родном крае, разработка рациональных форм работы с читателями.  

     
     Проведенное исследование показало: школьники имеют  интерес к «малой родине» и стремятся больше узнать об истории, природе, культуре Волгоградской области. Однако знания у большинства читателей в области литературного краеведения очень скудные, не выходят за пределы требований школьной программы. Учащиеся практически  не  знают наших  писателей – земляков. Настораживает также тот факт, что дети не интересуются и плохо знают свою родословную, историю своих предков. Возможно одна из  проблем – недостаточность в фондах краеведческой литературы именно для детей, нехватка средств на ее приобретение. Но, несмотря на сложности, библиотека имеет все условия для комплексной работы по краеведению и использует различные формы и методы работы с подрастающим поколением. 



Хочется отметить, что в краеведческую работу с детьми пришли новые темы: церковное краеведение, русский усадебный быт, этнография, топонимика, местный фольклор.  В то же время в этой работе достаточно проблем.  Главная – это практически полное отсутствие детской краеведческой книги. Приходится в работе с детьми использовать материалы для взрослых, написанные сухо и неинтересно, и это отторгает детей от краеведения. Нам приходится адаптировать материал. Из нашего опыта работы хочется привести пример информационных краеведческих памяток. Проведя социологическое исследование, мы выяснили, что дети практически не знают своих достаточно известных  земляков. Поэтому мы подготовили памятку о самобытной художнице, поэтессе, почетном гражданине города Михайловка Н.И. Арефьевой и подготовили вечер-встречу под названием «Край родной – источник вдохновения!».


В начале вечера ведущая рассказала о биографии   и творческом пути Нины Ивановны. С 1984 по 2004 год ею создано более 1300 живописных произведений. Проведено более 100, в основном персональных выставок. Произведения Н. И. Арефьевой помещены в музеи и галереи России. Её картины есть в музеях и частных собраниях 18 стран мира: Франция, Испания, Италия, Англия, США, Канада, Болгария и др. Творчество Нины Ивановны отмечено многочисленными благодарственными письмами, почетными грамотами и дипломами. В энциклопедический справочник «Единый художественный рейтинг» художница вошла в категорию «состоявшийся профессиональный художник» (группа академических мастеров). Н. И. Арефьева является Почетным гражданином городского округа город Михайловка. 


Юные слушатели вечера сначала с нежеланием отнеслись к поэтессе, но Нина Ивановна  своей литературно-художественной композицией смогла заинтересовать подрастающее поколение. К каждой своей картине она написала стихотворение и смогла привлечь внимание детей к своему творчеству. А как тут не заинтересоваться, если из уст Нины Ивановны слышишь любовь к родному краю, к хлебу, к васильку, к ромашке и просто к каждой травинке. Восторг вызывают картины Нины Ивановны.


«Сочность и аромат призывают к любви природы, жизни, творчеству! Ваши стихи углубляют живописные работы, раскрывают их суть, заставляют вдуматься в изображаемое, которое являет собой гармонию природы и человека, как прекрасная песня жизни…» - это отзыв семьи Ягуровых из Москвы  о творчестве Н. И. Арефьевой к которому мы полностью присоединяемся. В заключении встречи было сделано фото участников мероприятия с самобытной художницей.


Ребята с большим интересом общались с Ниной Ивановной и рассматривали её картины и сборники стихов.  Дети ушли с мероприятия, переполненные положительными эмоциями, и  с восторгом обсуждали увиденное. На мероприятии присутствовал 6 «В» класс СОШ № 5 (25 чел.), классный руководитель Н. В. Воронина.


Для учащихся ЛТО школы № 7   был проведён урок-путешествие  «Город, что сердцу дорог».  Библиотекарь рассказывала об истории основания города, о том, какое место он занимает в истории страны, а также о современном городе и людях его прославляющих.  Рассказ ведущего сопровождался показом старинных вещей (монет, книг, напечатанных старославянским шрифтом, дореволюционного похвального листа и др.) и  дополнялся показом иллюстраций из книг и газет местной печати, украсили мероприятие  слайды из Интернет-ресурсов – фото и видео нашего города.
Эффективность работы библиотеки во многом зависит от сотрудничества с различными организациями. Поэтому библиотека-филиал №9 тесно сотрудничает с ТОСом «Эдельвейс», СОШ №5, №7, №10,№3, а также с дошкольными заведениями «Аленький цветочек», «Ромашка».
          В своей деятельности в области краеведения библиотека-филиал №9 впервые использовала  такую  инновационную форму работы как краеведческая автоэкскурсия  «Всё это -  Родина моя,  земля моя родная».


     Ранним утром, на комфортабельном автобусе более двух десятков участников автоэкскурсии (учащиеся 1 «Б» класса СОШ № 10), а также учителя и родители) отправились по историческим местам в город Серафимович.


              Поездка  до города  для ребят была интересной и познавательной. Библиотекарь в своем рассказе  обращала внимание ребят на красоту природы родного края, на окружающие просторы с великолепными лесами, пойменными дубравами и полынной степью. Так же участники экскурсии получили общие сведения об истории и возникновении города, узнали его старое название – станица Усть-Медведецкая, которая была  переименована 1933 году в город Серафимович, в честь писателя Александра Серафимовича (Попова). Узнали о боевых сражениях, проходивших во время ВОВ в окрестностях города. Но особое впечатление у ребят оставил древнегреческий миф о возникновении реки Дон, который в древности носил имя  - Танаис.


Вниманию ребят была представлена  книжная выставка «Край родной - источник вдохновенья» и проведён обзор краеведческой литературы, а также викторина.
Юные участники с большим интересом рассматривали краеведческие материалы, представленные на выставке.


    

     Таким образом, время в дороге пролетело очень быстро, и вот участники автоэкскурсии въехали в город Серафимович и отправились в архитектурную «жемчужину»   - Усть-Медведецкий Преображенский монастырь, где ребят встречали монахини, подготовив подробную экскурсию, которая никого не оставила равнодушным. Много интересного услышали о самой Арсении, в миру,  Анне Серебряковой, дочери основателя г. Михайловка Михаила Серебрякова. Анне исполнилось 26 лет, когда она приняла постриг в честь преподобного Арсения Великого и была названа именем Арсения. По исполнении 31 года она  возглавила монастырь и стала самой молодой игуменьей в России. В пещерах ребятам показали главную святыню монастыря, чудо-камень,  который хранит отпечатки рук  Богородицы, камень исцеляет от болезней,  приносит счастье. А затем юные краеведы спустились к берегу реки Дон, чтобы полюбоваться  живописнейшей  природой родного края. Домой  участники автоэкскурсии возвращались под впечатлением, узнав много нового об  историческом прошлом нашего края, они с восторгом делились воспоминаниями об увиденном и с удовольствием слушали стихи местных поэтов, воспевающих наш родной край.       

     В настоящее время библиотеки являются, чуть ли  не единственными учреждениями, которые исполняют функцию центра по изучению и сохранению культурного и исторического наследия в конкретном городе, сбором и хранением краеведческой информации о родном крае. В городской детской библиотеке №9 собираются материалы  в папках-досье по таким темам «Мой город – моя гордость», «Природа Михайловского района», которые пользуются особым спросом у наших читателей и местных краеведов. Ведется краеведческая картотека, в этом году  было введено 6 новых рубрик «Михайловка православная», «Церкви и храмы Волгограда (Царицына)», «Отечественная война 1812 года и наш край», а также рубрики, посвященные районам области «Даниловка», «Иловля», «Рудня».  Все эти и многие другие виды деятельности и мероприятия городской детской библиотеки №9  играют большую роль в формировании чувств гордости за свою страну и народ, любви к родному краю и ответственности за его дальнейшее развитие и процветание.




Комментариев нет:

Отправить комментарий